Кашалот хорошо знаком любому неспециалисту и легко отличается от других китов благодаря характерной притупленной форме головы. Такая форма возникает из-за наличия в голове кашалота спермацетового мешка - огромной полости, заполненной жироподобным веществом - спермацетовым маслом. Когда-то этих зверей добывали ради этого вещества, но сейчас, к счастью, во всех возможных сферах спермацет был заменён синтетическими аналогами. А зачем нужно спермацетовое масло самому киту?
Вообще говоря, жировым мешком в голове никого из китообразных не удивишь. У всех зубатых китов на лбу есть жировая линза, позади которой располагаются носовые складки - структуры, аналогичные (не гомологичные!) нашим голосовым связкам, благодаря которым киты и дельфины издают ультразвуковые щелчки - ну а эта самая жировая линза фокусирует ультразвук в узкий пучок. У кашалота тоже есть жировая линза, причём необычайно сложного устройства - с кучей каких-то поперечных перегородок. Вот только никакого ультразвука она не фокусирует - носовые складки кашалота находятся перед ней, а вовсе не позади, как у прочих китообразных. И вот над этой самой жировой линзой располагается ещё один жировой мешок - спермацетовый, новообразование кашалотов.
Животные часто используют в разных целях способность жира плавиться и застывать при температурах, сравнимых с температурой тела их самих. Чуть выше температура, чуть больше ненасыщенных жирных кислот - и вот у вас уже вместо твёрдого жира жидкое масло, чуть ниже температура - опять твёрдый жир (мы уже как-то обсуждали это свойство жира в этой статье). Полвека назад британский исследователь Кларк опубликовал в "Nature" гипотезу, что кашалоты также эксплуатируют это свойство жира - в качестве балласта для ныряния. Когда им надо погрузиться - а ведь кашалоты являются великолепными ныряльщиками! - они значительно сокращают количество горячей крови в собственной огромной морде, пережимая соответствующие сосуды, в результате чего жир охлаждается от окружающей воды, отвердевает, уплотняется, и животное "клюет носом", погружаясь на глубину. Согласно расчётам, плотность спермацетового масла возрастает на 0,5% при понижении температуры на 1°C! Когда же кашалоту надо всплыть, то он, напротив, нагнетает горячую кровь себе в нос, спермацетовое масло растапливается, его плотность снижается и "лёгкая" морда тянет кита к поверхности. Ну а сложная структура жировой линзы и само по себе наличие двух жировых мешков вместо одного позволяет довольно тонко регулировать температуру жира, а как следствие - его плотность и плавучесть животного. Выглядит правдоподобно, не так ли?
Позднее Кларк опубликовал три статьи, где подробнейшим образом разобрал все тонкости своей гипотезы, проанализировав анатомию спермацетового мешка, физические свойства спермацетового масла и механику изменения плавучести, и в таком виде его гипотеза вошла во многие руководства по морским млекопитающим, а вопрос про функцию спермацетового мешка был в целом закрыт. Однако впоследствии другие исследователи попробовали обсчитать гидродинамику кашалота в целом, с применением более современных технологий при наблюдении в природе (понятное дело, в 70-е годы эти технологии были ещё недоступны). Вывод был неутешительным: влияние изменения плотности жира в спермацетовом мешке на плавучесть кашалота исчезающе мало, кашалот просто плавает и ныряет, как и все прочие киты.
Так зачем же нужен спермацетовый мешок кашалоту?
А ЧЁРТ ЕГО ЗНАЕТ!